В ходе реконструкции 2014-2024 годов зданию первого музыкального вуза страны — Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова — вернули исторический облик
АО «Политехстрой» приступило к реставрационным и строительным работам осенью 2021 года после смены ряда подрядчиков и продолжает работу над обеспечением открытия Консерватории для обучения студентов и концертной деятельности.
Целью реконструкции было восстановление исторического облика здания, увеличение его полезной площади и модернизация инфраструктуры. Одной из главных задач стало возвращение утраченного лепного декора и внутреннего убранства здания в том виде, в каком они существовали в 1896 году. Также было важно установить светопрозрачные купола над внутренними дворами-колодцами, чтобы увеличить полезную площадь здания, восстановить утраченные интерьеры и акустические свойства Большого зала имени Рубинштейна, а также оснастить консерваторию современными технологиями для подготовки студентов.
Во время реставрации фасадам здания вернули исторический светло-бежевый цвет, который был характерен для здания с момента его открытия в 1896 году. Этот цвет (колер S2010-Y20R) выбрало и утвердило руководство Консерватории и Комитет по охране памятников на основе исследований архитекторов, историков и химиков-технологов.
В течение зимних месяцев 2021-2022 и 2022-2023 годов вокруг фасадов были установлены тепловые контуры, чтобы поддерживать температуру не ниже +10°C, что позволило продолжать работы в соответствии с реставрационными нормами.
Восстановлено и очищено 2 000 гипсовых украшений, фасадам консерватории вернули исторический светло-бежевый окрас
Один из самых масштабных проектов — реставрация живописи Андрея Рябушкина и Василия Беляева, оформлявших церковь в конце XIX века. Историки изучали архивы и музеи Ростова, Ярославля, Костромы, Санкт-Петербурга и Москвы для сбора эскизов, графических набросков и фотографий росписей. На основе этих архивных материалов удалось полностью воссоздать утраченные росписи. Около трети оригинальных росписей удалось сохранить и отреставрировать.
Работы проводились под постоянным контролем экспертных советов Министерства культуры России, КГИОП Санкт-Петербурга и Русской Православной Церкви. Использовались современные методы и материалы для точного восстановления оригинальных росписей и декоративных элементов. Воссозданное оформление Домовой церкви соответствует историческому стилю конца XIX века, включающему мотивы росписей храмов XVI-XVII веков из Ярославля и Ростова.
Реставрация парадной лестницы включала значительный объем работ по ремонту и восстановлению оригинальных материалов и декора. Косоуры лестницы находились в аварийном состоянии и были тщательно отреставрированы. Все 46 мраморных ступеней демонтировали, отремонтировали и установили заново с использованием мрамора Bianco Carrara, идентичного оригинальному. Восстановлено более 300 кв.м. лепного декора, включая растительные орнаменты и другие декоративные элементы. Стены лестницы были усилены и укреплены с использованием современных технологий. Отреставрировано 170 кв.м. деревянных балюстрад, восстановлено их историческое состояние. Лестнице был возвращен исторический светло-бежевый окрас, соответствующий первоначальному виду.
Для реставрации использовались те же технологии и материалы, что и во время строительства здания в конце XIX века, что позволило максимально точно восстановить первоначальный облик лестницы
Были восстановлены четыре трехметровых панно с масками, музыкальными инструментами и цветами, а также множество других гипсовых украшений, включая пилястры и капители, украшенные гирляндами из растительного орнамента. Более 400 стульев австрийской фирмы Thonet с перфорацией в виде арфы отреставрировали, вернув им исторический облик и функциональность. Потолочная роспись Андрея Рябушкина, изображающая Апполона-Мусагета, его жену Калиопу и сына Орфея, а также муз Полигимнию и Эвтерпу, была восстановлена с нанесением позолоты на ряд элементов.
Для достижения уникального акустического эффекта стены зала были отделаны еловыми досками, установленные на каркас с отступом от кирпичной кладки, что создавало необходимую воздушную «подушку». В ходе реставрации были учтены исторические особенности освещения и интерьера, чтобы сохранить оригинальную атмосферу зала.
Малый зал им. А.К. Глазунова используется для учебных концертов, репетиций, экзаменов и других мероприятий, что делает его важной частью образовательного процесса в Консерватории.